Дворец поэзии

შოთა ბოსტანაშვილი საუბრობს პოეზიის სასახლის შესახებ (საგაზეთო ინტერვიუ)

პოეზიის სასახლის საერთ

Дворец поэзии в городе Тбилиси. (1999-2001) Автор проекта архитектор и скульптор Шота Бостанашвили

– Начнем с места: Окраина старого Тбилиси, район Сололаки – место встречи горы и города.

Склоны горы Мтацминда обволакивают это укромное место, зеленую лагуну; двух – трех этажными старыми постройками,  ракурсами, с видами сверху«Дворец поэзии»  – «Бетонные цветы» – это, скорее всего, форма диалога между культурным и природным текстом.  Естественно, главной задачей является создание гармонии с описанной  картиной.  Физический масштаб заказа вынуждают, или отказаться от заказа или «вписаться» нескромными масштабами в местность.  По этому нужно было найти ту пластику, которая сработала бы методом контраста с существующей застройкой, и которая вошла бы в резонанс с географической средой – с горой, с деревом. Это художественное выдение обусловливает строение, как «расчлененную целостность». Безусловно три башни «главного» вида здания, напоминающие ромашек, не являются итогом аналитического размышления, они имеют эмоционально- интуитивное начало, но такое суждение помогает в установлении оценочного критерия. Расчлененные бетонные массы «Ромашек, хотите «деревьев» или «цветов» сходятся в масштабах  с существующей застройкой  и одновременно являются детищем  господствующей флоры. Так появились «артистические цветы» и оттеснился «бизнес – центр» (что планировалось изначально). Непорочная природа не смогла принять «бизнес» и в ответ на  «перекличку» отозвалась другим словом –  «поэзия». Можно сказать, что дворец, в первую очередь по своему облику, является из мира поэзии. «Дворец поэзии» и его проект «на после» реализации изменил заказ и намерение заказчика.

ფრაგმენტი

Фрагмент

.

Для любителей метафизики можно сказать: Пластика дворца с одной стороны созвучна с ландшафтом, но силу черпает и с графической  пластики грузинской письменности. Все три башни  – «цветы» напоминают букет, собранный из отдельных цветков. Каждый стержень представляет своеобразный, новый архитектурный ордер. Все три ордера отмечены собственными тремя капителями. Пластику, появившуюся из традиции национального орнамента левой башни, отмечает капитель «Овени», пластику классического характера средней башни  – капитель «Тигра», а капитель левой башни  – это творец, человек;  и пластика башни более энергичная, более светотеневая, почти барокольная.

Ведь место постройки можно назвать вратами города, это место является въездом города, поэтому «Дворец поэзии» является символом города.

cropped-towers-5.jpg

Для человека, которому не чужда грузинская культура, понятна система представленных метафор «Дворец поэзии» – это три тысяча лет духовной и  государственной истории в образах. Три фазы: эпоха золотого руна, эпоха «Витязя в тигровой шкуре» и текущей современности, т. е. время, развернутое в пространстве (Вообще то лучше смотреть на здание, чем заниматься метафизикой).

Слово «необычное» в грузинском языке имеет корень «чужой», что означает наличие «необычного» далеко от нас, в чужой стране. По преимуществам техники и технологии пока не стоит состязаться с  иностранцами; но что касается духовного опыта,  можно положиться на себя.

Нам сказали, что «Дворец поэзии» вы лепили на месте своими руками в единственном лице и «с преградами»; два – три года работали на подмостках -это удивительно…

– Уточню. Вся композиция дворца состоит из повторяющихся частей. Я вылепил каждый оригинал  каждой композиции в гипсе, а затем их размножили мастера формовым методом и отлили в бетон. Безусловно, главным является процесс творения, но и рабочие потрудились. Несмотря на то, что труд был тяжелым, я получил огромное наслаждение.

detail

Фрагмент

Мы хотим закончить наше письмо словами господина Шоты Бостанашвили: Автор- архитектор должен расширить наши представления о пространстве». А мы думаем, что Шота Бостанашвили именно такой автор и как он  говорит сам: «Те годы, в такой Грузии, в такое туманное время оказались светлыми для творческой  деятельности, созидательности».

Было время?…Таким было, есть и будет личное время архитектора Шота Бостанашвили.

03.12.2003

———————————————————————–

P.S. “Дворец Поэзии” перешел в руки нового владельца (NGS Group). Владелец решил уничтожить “дворец поэзии” и на его месте построить жилой комплекс. Дворец Поэзии был стерт с лица земли в феврале 2013 года. Шота Бостанашвили умер в мае 2013 года.

6

პოეზიის სასახლის ავტორი შოთა ბოსტანაშვილი პოეტური პერფორმანსით შეხვდა ნგრევას

Shota Bostanashvili

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s